Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Магистраль Салехард - Игарка, наконец, восстанавливают


Рашка - как известно, страна дикая и чудесатая. Кровавые диктатуры всех цветов радуги здесь сменяют одна другую, раз в столетие оставляя несколько месяцев или лет для глотка Свободы - видимо, чтобы не вымерло то мизерное меньшинство, которое ещё не эмигрировало, не спилось, не "опацанилось" и обладает хоть каким-то интеллектом. После чего всё снова летит в бездну.

Каждая диктатура, благодаря этому самому меньшинству, оставляла в истории след не только кровавый и чудовищный (об этом и без меня написаны целые библиотеки), но и позитивный. Сталинская - оставила нам в наследие гениальную архитектуру неоклассицизма, продолжив прерванную убожеством т. наз. "конструктивизма" архитектурную традицию 1910-х. А кроме того - ряд, как сказали бы теперь, "пилотных проектов" стратегического значения, нацеленных на развитие в длительной перспективе.

Одним из таковых, без сомнения, следует считать Трансполярную железную дорогу Обская - Обдорск (Салехард) - Игарка - Норильск. Её строительство велось в 1948-1953 годах и к моменту смерти очередного диктатора было завершено примерно на 70-80%; поезда уже бегали на протяжении половины трассы, от Салехарда до Надыма. Не говоря о том, что железная дорога была единственным средством сообщения в этой нетронутой цивилизацией местности, линия открывала колоссальные возможности освоения огромного региона, полностью лишённого каких-либо дорог - и, в первую очередь, в плане добычи пресловутых нефти и газа. А также должна была обслуживать океанский порт Игарка на Енисее.

После переселения усатого диктатора в преисподнюю его преемник - Георгий Маленков - не нашёл ничего более умного, чем вместе с памятью о своём предшественнике предать забвению и то немногое, что тот сделал позитивного. Вместе с водой, как водится в России, выплеснули и ребёнка: движение поездов на всём протяжении Трансполярной магистрали было закрыто, зэки-строители отпущены по домам, вольнонаёмные и большая часть местного населения - вывезены в более цивилизованные края. А путевое хозяйство, локомотивный и вагонный парк, станции и вокзалы, вся созданная инфраструктура - просто брошены на произвол судьбы в тундре. В землю ушло порядка 42 млрд сталинских рублей (в современных будет, наверное, около 1 триллиона).








Говорят, главный проектировщик магистрали до самой своей смерти в 1971 году обивал пороги всех правительственных учреждений в Москве, взывая к безумию Маленкова, Хрущёва, а затем и Брежнева, убивших важнейший стратегический проект "великой, единой и святой" державы. Безрезультатно.

В 1969 году брежневское правительство начало тянуть в ту же самую тундру другую железную дорогу, но уже с юга (!) - началось строительство магистрали Тюмень - Уренгой. По иронии Кремля, конечный пункт данной дороги находился как раз на трассе магистрали Салехард - Игарка, брошенной и забытой за 15 лет до того. То есть, фактически, была сделана попытка закопать в землю ещё одну 11-значную сумму, почесав правое ухо левой рукой... Строительство ветки Тюмень - Уренгой, как ни странно, всё же довели до конца.

В период Перестройки в России и нараставшей в мировом масштабе нефтяной истерии - о забытой железной дороге вновь вспомнили. Генпроектировщик, потративший полжизни на её создание и попытки затем спасти от саморазрушения - до этого момента, напомним, просто не дожил. В эпоху новой (теперь уже - коричневой) диктатуры путинское правительство, тесно интегрированное с корпорацией "Газпром", ломалулось на Ямал за нефтью и газом с новым энтузиазмом и с налившимися от жажды наживы глазами.

Восстановление железной дороги Обская - Обдорск (Салехард) - Игарка - Норильск вновь было официально признано крайне важным государственным проектом. Саму магистраль обозвали корявым словосочетанием "Северный широтный ход" и включили в госпроект "Урал промышленный - Урал полярный". 


Железная дорога по проекту 1948


Железная дорога по проекту 2010. Участок Обская - Коротчаево

В северную тундру вновь потянулись караваны строителей, изгнанных отсюда в 1953 году. Уже к настоящему времени проложена значительная часть автомобильной дороги-дублёра, активно ведётся строительство нового железнодорожного моста через реку Надым, взамен разрушившегося от времени и стихий (или так и не построенного?). Приступают и к восстановлению путей самой магистрали на участке Обдорск - Надым, начиная со стороны последнего. Задержались, правда, на 2 года (изначально планировалось приступить к строительным работам в 2010).


Один из старых железнодорожных мостов на магистрали


Новый мост через реку Надым в проекте...

...и в реале

"Северный широтный ход - магистраль протяженностью 707 км - планируется проложить к 2016 году. Проект предполагает достройку станции Обская-2, строительство подходов к мосту через Обь и самого моста, прокладку железной дороги от моста до станции Салехард, линии «Салехард - Надым», моста через реку Надым, а также достройку железнодорожных участков «Пангоды - Надым», «Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево»", - сообщает ИТАР-ТАСС.

Дикая страна - Рашка, чудесатая. Нормальным умом её, точно, не понять. Закопать в землю бюджет целого государства, сгноить и расстрелять в тундре многие десятки тысяч зэков, угробить на полвека всё экономическое развитие территории размером с Францию или Германию - и лишь затем, чтобы, проспавшись, затеять всё с нуля...
Tags: Железные дороги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments