Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Миацум обретает “плоть”: какие угрозы несёт в себе идея



В Арцахе создан Альянс Миацум, во время первого собрания которого основными принципами были определены следующие: согласие с безальтернативностью процесса воссоединения двух армянских государств и создания Объединенной Армении; отсутствие связей с олигархическими кругами Арцаха и РА; отсутствие связей с актуальной арцахской властью.

Идея была неоднозначно воспринята даже в армянском обществе, не говоря уже о тревоге в некоторых российских кругах. Главный вопрос – все хотят миацума, но как его добиться? Не несет ли это в себе угрозы и есть ли разработанная дорожная карта?

Мы поговорили с координатором Альянса Рачья Арзуманяном, который представил «Фрейм переходного периода восстановления целостности армянской государственности».

Господин Арзуманян, почему идея Миацума актуализировалась сейчас, спустя 30 лет после начала Арцахского движения?

Мировая политическая система и среда безопасности претерпевают сейчас качественные изменения, которые делают невозможным сохранение постсоветского пространства, становящегося частью политической истории. Сегодня нет какой-либо возможности изолировать процессы на Южном Кавказе, Кавказе или Центральной Азии от процессов на Большом Ближнем Востоке. Формирующаяся среда безопасности требует от государств бывшего постсоветского пространства адаптации и разработки нового фрейма государственного и национального строительства.

Бархатная революция 2018 г. стала откликом армянского народа на несостоятельность властной элиты, олигархического политического строя и сложившегося фрейма армянской государственности. В Армении начался процесс системных (революционных) реформ, требующий привлечения потенциала всего армянского народа, когда решающую роль играет политическая воля новой власти.

Таким образом, к завершению постсоветского периода армянская государственность пришла в состоянии глубокого системного кризиса, осознания исчерпанности и опасности фрейма двух государств. Тем не менее, необходимо отдавать себе отчет, что актуальная армянская государственность выстроена именно таким образом. Без признания сложившейся реальности невозможно разработать национальную стратегию, имеющую целью восстановить Декларацию независимости Армении в рамках фрейма единого государства.

Завершение постсоветского периода армянской истории требует осознания начала переходного периода, в рамках которого армянский народ будет преодолевать негативные последствия постсоветского периода, в том числе и фрейм двух армянских государств.

Что значит «переходный период»? Какие шаги он предполагает?

Формирование фрейма переходного периода требует разработки национальной стратегии армянского народа построения свободной независимой объединенной Армении. Одной из целей национальной стратегии является достижение де-юре Миацума, когда через объединение армянских государств достигается единство конституционного поля армянской государственности и создается Объединенная Армения. Но зачастую изменения конституционного поля имеют целью не адаптацию к глубоким переменам на мировой арене, но становятся элементом борьбы за сохранение власти. Как следствие, имеет место деградация конституционного поля, когда конституция из фрейма, обеспечивающего развитие государства и общества, превращается в инструмент сохранения власти.

Кроме того, конституционное поле армянской государственности в постсоветский оказалось разорванным и состоящим из двух частей, покрывающих РА и Арцах. В рамках фрейма переходного периода конституции армянских государств должны быть приведены к общей архитектуре, обладать согласованными структурой, позволяя восстановить целостность конституционного поля армянской государственности. Процессы в конституционном поле армянских государств должны быть синхронизированы, а входящие в ядро базисные понятия, такие как вопросы гражданства, политические права и свободы, отношения собственности и пр., иметь единую интерпретацию.

Учитывая тот факт, что армянский народ в XXI веке представляет собой глобальное явление, когда до 80% народа проживает вне пределов Армении, конституционное поле должно отобразить данную реальность, предоставляя возможность учесть права и обязанности данной части армянства по отношению к армянской государственности. Армянское конституционное поле также должно создать необходимые предпосылки для формирования отклика на оккупацию Западной Армении и частично Восточной Армении в результате армянской национальной катастрофы конца XIX - начала XX века. Таким образом, конституционное поле должно описываться как сложная адаптивная система, позволяющая изменение границ Армении и вхождение в поле единой армянской государственности новых элементов и субъектов без необходимости внесения изменений в ее архитектуру.

Оно должно быть в состоянии оформить как армянскую государственность, локализованную на Армянском Нагорья, так и наличие Спюрка, отражая реалии армянского народа в XXI веке. Армянское конституционное поле должно быть инклюзивным, а не эксклюзивным, поощряя и поддерживая открытость армянского общества и народа, достигаемую за счет целостности его ядра.

Не вызовут ли такие шаги противостояние внешних сил?

Фрейм переходного периода должен создать необходимые условия для преодоления внешних и внутренних факторов и достижения де-юре объединения армянских государств. Учитывая сложность региональных и геополитических вызовов и угроз, фрейм выстраивается на основе усложнения архитектуры армянской государственности, когда РА и Арцах в качестве элементов создают объединенное государство.

Можно говорить о трех возможных формах объединения армянских государств: конфедерация, федерация и унитарное государство. Создание федеративного государства с президентской формой правления представляется более приемлемой формойв сложившихся условиях и среде безопасности. К примеру, разворачивание исполнительной власти Объединенной Армении происходит на основе соответствующих институтов органов исполнительной власти РА за счет усложнения их функций. Армянская государственность обладает уже соответствующим опытом на примере формирования объединенных вооруженных сил РА и Арцаха на основе МО и ГШ РА.

Разворачивание федеративного государства потребует изменений в архитектуре представительной власти. Существующие структуры представительной власти РА и Арцаха должны быть дополнены органами Объединенной Армении, организованными в виде двух палат: Верховного собрания (нижней палаты) и Сената (верхней палаты).

Верховное собрание Объединенной Армении представляет интересы граждан, проживающих на территории армянских государств, которые и участвуют в выборах. Сенат выполняет функции, позволяющие обеспечить целостность армянского народа, включая представления интересов, прав и обязанностей армянской Диаспоры в рамках армянской государственности. Сенат также берет на себя функции представления интересов этнических, национальных и религиозных меньшинств по мере решения Армянского вопроса.

В рамках функционирования Сената и на примере случая воссоединения Арцаха должны быть отработаны конституционные и прочие механизмы присоединения к Объединенной Армении территорий, обладающих особым международным статусом, интересами, правами и обязанностями. Нарабатываемый в настоящее время армянской государственностью опыт должен быть кристаллизован и отражен в конституционном поле и, в частности, в структуре представительной власти Объединенной Армении.

Совет Безопасности Объединенной Армении должен разворачиваться на базе соответствующего органа РА, но его структура и функции качественно изменятся. Именно Совет Безопасности становится тем органом, который обеспечивает целостность и управляемость процесса подготовки и проведения реформ.

Таким образом, фрейм переходного периода обеспечивает восстановление целостности армянской государственности и создание Объединенной Армении, позволяя обойти проблему непризнанности Арцаха, как государства, возникшего на территории бывшей Азербайджанской ССР, не входя в конфликт с международным правом и интересами центров силы. Впредь до уточнения своего статуса на международной арене, а также границ с Республикой Азербайджан Арцах принимает участие в обсуждении проблем нагорно-карабахского урегулирования, сохраняя за собой необходимые внешнеполитические функции, в целом передаваемые МИД Объединенной Армении.

Есть уже разработанная Дорожная карта и сценарии разворачивания фрейма переходного периода?

Разработка дорожной карты и сценариев такого рода требует серьезных усилий. На данном этапе можно говорить о общем взгляде и штрихах. Например, дорожная карта будет состоять из двух этапов. Первый – разработка и подписание Большого договора между РА и Арцахом. Его подписание позволяет ликвидировать серую зону в поле армянской государственности, когда невозможно различить права и обязанности каждого из армянских государств, предоставляя центрам силы возможность для вмешательства во внутренние дела Армении и нанося ущерб суверенитету армянского народа.

Большой договор, с одной стороны, принимает во внимание и узаконивает де-факто сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях между армянскими государствами, с другой, создает необходимые предпосылки для создания Объединенной Армении. Второй – создание федеративного государства «Объединенная Армения».После того, как Рабочая группа разработает проект реформ, создается Государственная комиссия РА и Арцаха, которая выносит инициативу на референдум для получения мандата армянского народа. После получением мандата инициируется процесс создания федеративного государства, оперативное руководство которым осуществляет Государственная комиссия, наделенная необходимыми полномочиями для этого.

Готовы ли армянские государства к такому переходу?

Разворачивание фрейма переходного периода и создание Объединенной Армении возможно в рамках нескольких сценариев, выбор между которыми будет диктоваться внешнеполитическим контекстом и процессами внутри армянских государств.

Сценарий 1. Стагнация армянской государственности. Катастрофа.Сохраняющиеся разрывы в конституционном поле армянской государственности сохранят большие транзакционные издержки, существующие на сегодняшний день во взаимодействии РА и Арцаха. Также сохранятся угрозы суверенитету и национальной безопасности Армении, когда внешние центры силы получают дополнительные возможности влияния на армянскую государственность.

Неспособность армянского народа отойти от рассматриваемого сценария неизбежно приведет к коллапсу государственности и потере значительной части суверенитета, как это имело место не раз в армянской истории. В этом случае Армения в 21 веке превращается в геополитический реликт с крайне ограниченными функциями, не способный развиваться и решать критически важные задачи, связанные с выживанием армянского народа. Попытки направить армянскую государственность по пути реализации данного сценария были предприняты во время апрельской войны 2016 года, которую в можно охарактеризовать как отложенную катастрофу армянской государственности и народа.

Сценарий стагнации армянской государственности является нежизнеспособным, и вопрос в том, кто инициирует изменения, противник, центры силы или армянский народ. Отклик армянского народа вероятнее всего приведет к формированию уже радикальной общественно-политической силы, оперирующей в рамках логики и грамматики чрезвычайного положения и военного времени. Армянский народ не может иметь слабое или падающее государство.

Сценарий 2. Эволюция армянской государственности. Оптимальный сценарий. В рамках данного сценария армянская государственность обладает достаточным временем и прочими ресурсами, чтобы разработать и внедрить фрейм переходного периода. Армения наращивает потенциал, постепенно ликвидирует имеющиеся разрывы в конституционном поле и ждет благоприятного момента, когда международный контекст позволит ей полностью преодолеть разрыв и завершить переходный период.

Сценарий 3. Трансформация армянской государственности. Форсированный сценарий. Данный сценарий реализуется в условиях эскалации напряженности и качественных изменений в среде безопасности/мировой политической системе, которые становятся катализатором ускорения процессов разворачивания фрейма переходного периода. Основной проблемой данного сценария является сохранение управляемости и синхронизация армянской политики с событиями на внешнеполитической арене, когда армянская государственность, а не внешние факторы и центры силы направляют процесс объединения армянских государств.

Наличие разработанного сценария позволит властной элите работать на упреждение, а не реагировать на происходящие изменения.Армянская государственность должна быть готова действовать на кромке хаоса и в зоне турбулентности региональной/мировой политической системы, проводя креативную политику в условиях изменения правил игры, когда отсутствуют метрики, позволяющие оценивать процессы. Армения имеет опыт такого поведения во время распада СССР и арцахского этапа национально-освободительного движения армянского народа.

Сделав вывод, что регион/мировая политическая система оказались на кромке хаоса, властная элита должна использовать представившуюся возможность и в ускоренном режиме подготовить и подписать Большой договор или сразу перейти к построению федеративного армянского государства. Скорость развития процессов на внешнеполитической арене может не давать возможности организовать и провести референдум в РА и Арцахе, дающие власти мандат на создание Объединенной Армении.

Сценарий 4. Армянская государственность в условиях широкомасштабных военных действий. Война. В рамках данного сценария должна быть разработаны действия армянской государственности в условиях развязывания против Армении войны или начала региональной/мировой войны. Искусство государственного деятеля и политика подготовить народ и государство к войне в обоих ее ипостасях – экзистенциальных угроз и открывающихся возможностей.

С началом военных действий армянская государственность должна немедленно создать федеративное государство, минуя этапы, рассмотренные в предыдущих сценариях. Возможно,складывающиеся обстоятельства позволят объединить РА и Арцах в форме унитарного государства. В этом случае граница Армении и Азербайджана на восточном направлении должны рассматриваться как совпадающие с естественными границами армянской государственности. Также ставится и решается проблема Нахиджевана. Внедрение федеративных принципов построения армянской государственности откладывается на период после окончания войны и применительно к территории Западной Армении, а также учета прав и интересов Спюрка.

Хотя базовым сценарием разворачивания фрейма является эволюционный, состояние среды безопасности требует разработки всех сценариев параллельным методом.

Наира Айрумян

https://www.lragir.am/ru/2019/06/05/149888/

Tags: arménie, artsakh et la guerre, politique
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments