Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Николаев. Первая трамвайная подстанция

Рассказ об этом изящном здании на Центральном проспекте и истории николаевского трамвая следует начать с его предшественницы – конно-железной дороги, или, в просторечии, конки. Даже после того, как вагоны стали приводиться в движение электричеством, это название было еще некоторое время в ходу – в виде странного слова-гибрида «электрическая конка», которое иногда можно встретить в дореволюционной литературе.



Строительство первой линии конки, которая соединила Базарную площадь с Военным рынком, началось в 90-х годах XIX века. Собственником стало Бельгийское Анонимное общество конно-железных дорог, зарегистрированное в Льеже. Рельсы были стальные, уложенные без шпал прямо на мостовую, с шириной колеи 1,05 м. Вагоны вместимостью 26 пассажиров изготовил одесский завод «Беллино-Фендерик», к открытию было приобретено 6 летних открытых и 4 зимних экипажа.

Современные трамвайные пути во время ремонта.





Позже появились маршруты к железнодорожному вокзалу, Спасскому урочищу (нынешний яхт-клуб) и коммерческому порту. К 1900 году общая протяженность путей составила 14,5 км, в хозяйстве было 40 вагонов и 171 лошадь. Цена проезда колебалась от 3 до 8 копеек в зависимости от расстояния, годовой доход общества составлял больше 120 тысяч рублей.

21 декабря 1914 года состоялось открытие электрического трамвая, действующего в городе до сих пор. Для обеспечения его работы на месте деревянной будки, из которой управлялось движение конки (к тому времени уже выкупленной у акционеров городскими властями), была построена трансформаторная подстанция, больше напоминающая средневековый замок. Кроме подвижного состава, она снабжала энергией депо, вагоноремонтные мастерские и здание управления. Нынешний остроконечный купол башенки был тогда плоским, сама башня служила, видимо, вентиляционным каналом, охлаждавшим трансформаторы.

Кроме этого, по всему городу появились трансформаторные будки, вызывавшие у горожан бурю эмоций своим уродливым внешним видом, сильно контрастировавшим с городской архитектурой. Тем не менее, прогресс победил эстетику.

После постройки в 30-х годах новой подстанции старая была заброшена и долгое время пустовала, рассматривались даже планы по ее сносу – из-за планировавшегося расширения проезжей части проспекта Ленина. Спасти памятник архитектуры удалось архитектору «Николаевского Гипрограда» Ольге Поповой, в начале 70-х предложившей разместить там заведение общепита. Все вместе носило название «Садко», на первом его этаже расположился кафетерий, на втором – зал «13 стульев», третий отвели под коктейль-бар, зал четвертого этажа носил имя «Голубятня».

В 90-ые бывшая подстанция некоторое время просуществовала в качестве бара «Ассоль», затем снова пустовала лет 15, пока здание не заняло отделение банка «Аваль», взявшего на себя расходы по его сохранению в оригинальном виде.



Несколько подпортило картину открытие два года назад ресторана итальянской и японской кухни - массивного бетонно-стеклянного кубика, закрывшего собой восточный фасад подстанции.

Тем временем николаевский трамвай отпраздновал свой вековой юбилей. В настоящее время в городе осталось 6 маршрутов, закрыто депо №2, подвижной состав оставляет желать лучшего (по сравнению с одесским проигрывает весьма заметно).

E pur si muove!

https://swordfish-77.livejournal.com/42950.html
Tags: patrimoine architectural, tram et trolleybus, ukraine
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments