
В сложнейшей конфигурации карабахского конфликта в эти дни выявляются новые сакральные разрезы.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров отправился с визитом в Иран. В то же время, МИД Армении заявил о намерении открыть посольство в Израиле и готовящемся визите в Израиль премьер-министра Армении, который недавно вернулся из Ирана.
Все это происходит на фоне готовящейся в начале апреля встречи Пашинян-Алиев, которая, по некоторым данным, состоится в США. Армения заявила о жесткой позиции до встречи, отметив, что никаких территориальных уступок Азербайджану не будет, а Баку решил провести самые масштабные в своей истории учения с ракетными стрельбами.
Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян считает, что азербайджанские учения «организованы в контексте встречи Пашиняна-Алиева и являются попыткой давления в ответ на заявления о том, что Армения не уступит Азербайджану никаких территорий». Бывший правящий режим в Армении заговорил о том, что такое развитие событий чревато возобновлением военных действий. Так было много лет – Армения под страхом возобновления войны шла на новые уступки, помогая Азербайджану набирать правовую силу.
Между тем, ирано-израильский разрез, наложенный на карабахское урегулирование, может привести к созданию новой ситуации в регионе. Армения, фактически, информировала Иран о намерении сохранять нынешний статус-кво в регионе: об этом свидетельствует и заявление главы СНБ Армении в Арцахе Артура Ванецяна, который анонсировал заселение Приараксья, и выступление Никол Пашиняна Пашиняна в Исфагане.
Азербайджан, в свою очередь, отрицательно ответил на главный вопрос переговоров – готов ли он рассматривать признание независимости Карабаха. Азербайджанское руководство заявило, что рассматривает урегулирование только в свете своей территориальной целостности и вновь потребовало «вывода армянских сил».
Это полностью меняет повестку будущих переговоров: если Азербайджан не готов рассматривать статус Арцаха, то о чем будут переговоры?
И в такой ситуации Армения неожиданно заявляет о намерении открыть посольство в Израиле, тем самым давая понять, что приступает к реальной диверсификации внешней политики, исходя исключительно из своих интересов. Причем, замглавы МИД Армении заявил, что Армения не выдвигает традиционных условий – признание геноцида, открытие израильского посольства в Ереване, отказ от продаж оружия Азербайджану. Мы просто хотим открыть посольство, говорит МИД Армении, передавая эстафету Израилю.
Как ответит Израиль? На днях премьер Израиля Беньямин Нетаньяху перепутал Азербайджан с Афганистаном, рассказывая о своем визите в Баку. Осознанно или неосознанно израильский премьер указал, с чем у него ассоциируется Азербайджан. А как израильский премьер относится к Армении и ее намерению оставаться гарантом безопасности и стабильности в регионе?
Позиция Израиля важна, тем более, если встреча Пашинян-Алиев действительно произойдет в США. Вашингтон не скрывает, что считает своим непререкаемым союзником на Большом Ближнем Востке Израиль, и его мнение важно для формирования отношения США к региональному раскладу. И налаживание отношений Армении с Израилем является признаком новой оценки ситуации. Может, поэтому Мамедьяров отправился в Тегеран.
МИД Армении вновь заговорил о Венской повестке, которую в свое время выдвигали США. В то же время, в регион прибыл личный представитель действующего председателя ОБСЕ, и на встрече с Каспшиком в Степанакерте министр ИД Арцаха Масис Маилян подтвердил необходимость создания механизмов международного контроля над режимом прекращения огня с целью повышения предсказуемости и прозрачности в области безопасности, а также предотвращения возможных инцидентов. Он также подчеркнул важность продолжения усилий по реализации Венского и Санкт-Петербургского соглашений.
Наира Айрумян
https://www.lragir.am/ru/2019/03/09/143957/