Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Тур по Старому Еревану



В 2018 году Ереван отметил юбилей – 2800 лет со дня основания. На первый взгляд событие привлекательное для брендирования Еревана на туристических платформах. Но не только даты привлекают туристов.

Есть, конечно, крепость Эребуни, и расположенные в Ереване музеи действительно являются настоящими сокровищницами для любителей культурного туризма.

Но, как мне кажется, большинство туристов посещают те или иные страны прежде всего для того, чтобы раскрыть для себя их архитектуру. Давайте представим на миг, какое противоречивое представление они могут получить от современного Еревана.

Во многих странах современные строения возводятся в основном за пределами «даунтауна», чтобы не испортить исторический облик Старого города. Ведь туристов привлекает именно идея Старого города, с его узкими улочками, домами, кафе. Например, в столице Австрии Вене сохранился самый старый ресторан Griechenbeisl, который работает аж с 1447 года. На стенах ресторана можно увидеть автографы всех известных людей, которые некогда его посещали – Моцарт, Бетховен, Марк Твен. Никто не пытается доказать, настоящие они или нет, поскольку туристов это не особенно волнует. Главное – эти люди отрываются от будничных забот, ощущают себя в средневековой среде, и приятнее поверить в достоверность этих автографов, чем наоборот.

А в Ереване нет старого культурного города. В центре Еревана сохранились строения 19-21 веков.

Цель данной статьи – раскрыть те редкие строения, сохранившиеся в Ереване, которые могут стать каркасом Старого города.

Самая старая ереванская улица Абовяна называлась раньше Астафян, но до этого была Крепостной, так как вела к Ереванской крепости. Мало кому известно, что на нынешнем месте мэрии Еревана была расположена Ереванская крепость, стены которой тянулись до Разданского ущелья и были снесены только в 1920-х годах. Все это – аргументы для брендирования Еревана как средневекового города. И если местные туроператоры будут представлять туристам улицу Абовяна как Крепостную, раскроют перед ними старые строения на улице, это может стать хорошим началом.

В 1837 году был составлен первый генплан Еревана, и первой получила статус улицы именно Абовяна. Поэтому люди стали называть ее «План». И отсюда название сквера в начале улицы Абовяна – «плани глух» (вершина плана).

В соответствии с планом 1856 года началась тотальная застройка города, и производилась она вокруг улицы Абовяна. Дворяне, знать стали строить здесь для себя дома, и улица стала самой населенной и обустроенной в городе. Архитектуру того времени можно назвать переходной для Еревана, поскольку от восточного стиля был совершен переход к русскому и европейскому, и сохранившиеся доныне здания являются совмещением русского, западного, классического и традиционно армянского стилей.

Есть красивейшее здание на Абовяна, 3, которое принадлежало основателю хирургии в Ереванской провинции Ованнесу Ованнесяну (построено в 1914-1917 гг.) и служило здравницей.

Расположенное ниже здание принадлежало Егору Ханзадяну, и в нем располагался «Саксонский» магазин, где продавали ткани и галантерею.

Здание Армянской государственной филармонии им. Арно Бабаджанян на Абовяна, 2 было построено как Мужская гимназия. Термин «гимназия» восходит к греческому и означает среднее учебное заведение. Таких образовательных учреждений в Ереване было три.

Улица Арама в свое время называлась Царская и была одним из важных и обустроенных сегментов Еревана. Назвали ее Арами в честь самого известного деятеля Первой армянской республики Арама Манукяна, дом которого расположен на этой улице и пребывает в заброшенном состоянии. Было бы желательно восстановить его хотя бы в этом году, когда будет отмечаться 100-летие Первой республики.

Нынешний проспект Саят-Новы в свое время именовался Церковным, поскольку здесь были расположены главные ереванские церкви.

Церковь Богородицы Катогике, которая расположена на перекрестке Абовяна и Саят-Новы, самая древняя из сохранившихся в Ереване и восходит к 11-13 векам. Но до установления советских порядков она была не так мала и умещала множество людей.

Одна из таинственных историй Старого Еревана связана с церковью, носящей название Гетсемани матур, которая была расположена на территории Национального театра оперы и балета. Говорят, Александр Таманян нумеровал камни церкви с целью ее восстановления в будущем, но после его смерти дело осталось незавершенным.

Вардан Ованнисян

https://www.lragir.am/ru/2019/02/26/143204/

Tags: arménie, patrimoine architectural
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments