Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Костёл святых Симеона и Елены в Минске



У многих мегаполисов есть узнаваемый символ, у Нью-Йорка это Статуя Свободы, у Парижа - Эйфелева Башня, у Москвы - собор Василия Блаженного. У Минска общепринятого символа нет, но негласно им давно стал костел святых Симеона и Елены, в простонародье - Красный костел. Сегодня это самое узнаваемое здание в городе.

Костёл святых Симеона и Елены - самый молодой католический храм, построенный в Минске до революции:



Его история началась в 1897 году, когда в Минскую городскую думу обратились горожане с просьбой выделить территорию для возведения нового костела:



В то время в городе действовал всего один католический храм - костел Пресвятой Девы Марии, нынешний архикафедральный Мариинский собор на площади Свободы. Во второй половине XIX века население Минска выросло почти в три раза, и места в нем для всех верующих перестало хватать. Два других костела - Крестовоздвиженский на Кальварии и святого Роха на Золотой Горке обслуживали минские кладбища и находились за чертой города:



Городская дума разрешила выделить участок, однако Министерство внутренних дел Российской Империи запретило проведение работ. К вопросу снова вернулись через шесть лет - в 1903 году обращение в думу подписало более 2000 горожан, среди которых были богатые и влиятельные люди того времени. Пока дума рассматривала вопрос о месте возведения и порядке финансирования, в строительный комитет со своим предложением обратился Эдвард Войнилович:



Он был представителем древнего шляхетского рода, видным государственным деятелем, трижды избирался в Государственную Думу Российской Империи, дружил со Столыпиным. Прадедом Эдварда по материнской линии был Валентий Ванькович - белорусский художник и богатый шляхтич, владелец сохранившихся усадеб в Верхнем городе и в Слепянке. Именно в усадьбе Ваньковичей в Слепянке и родился в 1847 году Эдвард Войнилович. В 1882 году в возрасте 35 лет он женился на Олимпии Узловской, в браке родилось двое детей - в 1884 году дочь Елена, в 1885 - сын Симеон:



Первым в 1897 году от скарлатины скончался Симеон, спустя 6 лет в 1903 году от воспаления легких умерла Елена. Других наследников у Войниловича не было, оставлять наследство было некому, поэтому он принял решение построить новый минский костел полностью за свой счет. Единственным его условием был самостоятельный выбор архитектурного проекта и названия для нового храма. Горожане приняли предложение Войниловича, а в мае 1905 года было получено официальное разрешение на строительство из Петербурга:



Войнилович начал лично отбирать образцы и рассматривать различные архитектурные решения, вскоре ему на глаза попалось изображение недавно построенного костела в польском городке Ютросин, что под Познанью:



Автором этого проекта был польский архитектор Томаш Пайздерский, Войнилович тут же выехал к нему в Варшаву. Совместными усилиями они подготовили похожий архитектурный проект для нового минского костела. Строительство началось в 1906 году и было закончено в кратчайшие сроки - всего за 4 года, 21 ноября 1910 храм был освящен в честь святых Симеона и Елены:



Стоимость строительства составила около 300 тысяч рублей, в пересчете на теперешние деньги - это около 12 миллионов долларов:



Костел получился трехбашенным пятинефным. Самая высокая башня устремилась вверх на 50 метров, в те годы ее было видно из любой точки города:



Две другие башни имеют в высоту 36 метров:



Стену главного фасада украшает круглое окно-роза:



Изнутри в солнечный день оно выглядит просто фантастически:



Во дворе костела стоит плебания - дом католического священника:



Ее построили в 1908, за два года до окончания строительства самого костела:



По первоначальному плану плебанию должна была соединять с базиликой длинная галерея:



Однако средств на это не хватило, галереи сделали короче, сегодня они ведут в подземелья храма:



Спокойной жизнью приход Красного костела пожил недолго, в 1914 году началась Первая мировая война, а в 1917 году грянула революция. Эдвард Войнилович выступил против режима большевиков, поддержал образование Белорусской Народной Республики в 1918 году. Во время советско-польской войны жил между Минском, Варшавой и своим поместьем в Савичах, недалеко от Слуцка. В 1920 году, когда Минск и Слуцк отошли к большевикам, Эдвард Войнилович уехал в польский Быдгощ, где и умер в 1928 году в возрасте 80 лет. Его поместье в Савичах было разграблено, фамильное кладбище, на котором покоились его дети и предки было уничтожено. Чудом сохранилась надгробная плита Симеона, которую нашли в конце 1980-х, а в 1990-х установили у стен костела:



Сам костел был разграблен в 1923 году, а в 1932 его закрыли. Здание успешно пережило Вторую мировую войну и чудом уцелело в богоборческие 60-е. С начала 1970-х в нем работал Дом Кино, в 1989 году верующие начали кампанию за возвращение костела католической церкви. Кампания увенчалась успехом - 21 ноября 1990 года, в день своего восьмидесятилетия, храм был заново освящен:



Реставраторы восстановили интерьеры:



Отреставрировали замазанные штукатуркой росписи:



В 1996 году перед главным входом в костел была установлена бронзовая статуя Архангела Михаила, пронзающего копьем змея:



Четырьмя годами позже слева от храма был поставлен еще один памятник - колокол Нагасаки:



Он является напоминанем о жертвах ядерных катастроф:



К языку колокола привязан трос, звонить в него может любой желающий:



В 2006 году из польского Быдгоща в Минск был перевезен прах Эдварда Войниловича:



Несмотря на то, что сам пан хотел быть похороненным на родовом кладбище в Савичах, где для него с женой уже были приготовлены склепы, его похоронили у стен Красного костела. В прошлом году началась процедура беатификации Эдварда Войниловича - причисления его к лику святых:



Основатель Красного костела очень сильно переживал смерть детей, отсутствие потомства означало конец его рода. В 1905 году он заказал варшавскому скульптору Яновскому бронзовую таблицу со своим генеалогическим древом. Вероятно, ее планировали установить в костеле, но что-то этому помешало, сегодня она хранится в Национальном историческом музее в Минске. Справа на таблице виден рыцарь, ломающий о колено свой меч - этот жест символизирует прерывание рода по мужской линии:



В самом низу лежит шляхтич Войнила, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, от него и вела свой род династия Войниловичей:



Из тела Войнилы выросло древо, насчитывающее 11 поколений, заканчивается оно надломленными ветвями - слева Симеон, справа - Елена



Сегодня костел святых Симеона и Елены находится в самом центре города на площади Независимости, бок о бок с Домом Правительства:



За более чем вековую историю его ни разу серьезно не реставрировали:



В ремонте нуждаются все инженерные системы здания, фасад и внутренние помещения:



Проектная документация по реставрации уже готова:



Работы должны начаться в ближайшее время:



При этом полностью костел закрываться не будет - на несколько часов в день строительные работы будут приостанавливать для совершения богослужений:



Реставраторы планируют восстановить глиняную черепицу на крыше, очистить фасады от краски и копоти, вернуть витражам первоначальный вид. После этого, как обещают, жемчужина Минска будет радовать еще не одно поколение горожан.

https://minskblog.livejournal.com/110566.html
Tags: bélarus, kresy wshodnie, patrimoine architectural, pologne, église catholique
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments