
Президент Армении Армен Саркисян отправился в Мюнхен для участия в международной конференции по безопасности. В престижном форуме принимают участие десятки глав государств и чиновников, которые обсуждают проблемы международной безопасности.
На конференции Мюнхен 2019 планируется выступление президента Армении. Армения представлена в Мюнхене президентом и министром иностранных дел, и премьер Никол Пашинян, фактически, предпочел не ехать в Германию. В связи с чем премьер решил пропустить форум, не известно. Известно лишь, что в конференции не примут участие главы России, США, Франции, Израиля, каждый по своей причине.
Нет пока сведений, будет ли на конференции Ильхам Алиев. Возможно, Пашинян и Алиев не едут в Мюнхен, чтобы избежать встречи. Хотя неужели им нечего больше делать в Мюнхене, кроме как поговорить друг с другом.
В этом смысле Армения получила возможность маневра посредством перехода к парламентской форме правления и решения по избранию президента. Кажущуюся церемониальной должность президента занимает политик, поднаторевший на международных отношениях, что позволяет Армении проводить более гибкую внешнюю политику.
И хотя формально президент не имеет внешнеполитических полномочий, Армен Саркисян по факту вовлечен в эту работу, и не вопреки премьеру, а в согласованном с ним режиме, о чем заявили в резиденции президента.
В этом смысле Мюнхенская конференция передана в «ведение» президента, причем сделано это было в конце прошлого года, когда армянского президента пригласили в Минск для обсуждения мюнхенской повестки.
Минская встреча происходила в примечательный период, когда в активной фазе находился вопрос о назначении генсека ОДКБ, и риторика между Минском и Ереваном накалялась.
И участие армянского президента в мюнхенской встрече в Минске сообщило определенный «нерв» готовившейся мюнхенской повестке. Речь идет о выдвинутой Арменией повестке по поводу того, является ли ОДКБ реальным гарантом евразийской безопасности или бутафорией.
Во время встречи в Минске Армен Саркисян предложил внести в повестку Мюнхена и Арцахский вопрос – как ключевую точку на евразийской ветви международной безопасности, где четверть века назад возникла новая философия, не получившая однако «регистрации» как на международном, так и локальном уровне.
На деле Армения поднимает в ОДКБ вопрос о такой регистрации, протягивая его до Мюнхена. И не случайно участие президента Армении в Мюнхенской конференции происходит в новых реалиях, когда Армения направила в Сирию гуманитарную миссию, а в Сочи и Варшаве происходят саммиты по Ближнему Востоку. В Сочи об этом говорят Иран, Турция и Россия при участии президента Беларуси, а в Варшаве – США и их союзники, вместе с премьером Израиля.
С чем поехал Армен Саркисян в Мюнхен? Армения на деле укрепила свое право голоса в обсуждения по повестке международной безопасности, подойдя к Мюнхенской конференции, а также саммитам в Сочи и Варшаве стартом гуманитарной миссии в Сирии.
Примечательно, что в Мюнхене не возникло необходимости встречи Пашинян-Алиев, поскольку Армения за это время расширила и повысила уровень вопросов, подняв его выше Алиева. До Мюнхенской конференции президент Азербайджана почувствовал, что о нем «забыли», и решил напомнить о себе фразой «сила рождает право», но реакция оказалась не слишком обнадеживающей. Споуксмен МИД Беларуси заявил в Сочи, что вопрос генсека ОДКБ нужно срочно решать. Из Сочи устами Минска Алиеву сказали, что его заботы не актуальны.
Акоп Бадалян
https://www.lragir.am/ru/2019/02/15/142560/