Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Бюджет Польши на 2019 год: плюсы и минусы

Мнение польских экономистов о главном финансовом документе страны.



24 января польский Сенат без изменений принял бюджет на 2019 год, который за неделю до этого поддержал Сейм. Теперь же закон о бюджете ждет на подпись президента.

Главный финансовый документ страны предполагает, в частности, доходы в размере 387 млрд 600 млн злотых, а расходы в размере 416 млрд. 100 млн. злотых, что в евро составляет порядка 90 млрд и 96,7 млрд, соответственно. Приемлемый бюджетный дефицит, то есть перевес расходной над доходной статьей, установлен на уровне 28,5 млрд злотых, то есть около 6,6 млрд евро. Планируется, что рост ВВП Польши в 2019 году составит 3,8 %, а среднегодовая инфляция достигнет 2,3 %. Таким образом это самый большой бюджет за все время бюджет Польши с низким дефицитом. По словам премьер министра Польши Матеуша Моравецкого этот бюджет является «бюджетом развития, солидарным бюджетом. Он соблюдает все требования ЕС и является безопасным бюджетом, с точки зрения фазы конъюнктурного цикла». В тоже время сенаторы из числа оппозиции критикуют главный финансовый документ страны, среди прочего, поскольку, по их мнению, в нем предвидено мало денег на потребности пенсионеров и увеличение зарплат бюджетников. В свою очередь экономистов и предпринимателей тревожит влияние внешних факторов, которые могут замедлить темп роста ВВП.


Насколько справедлива эта критика и замечания в отношении бюджета Польши на 2019 год? Об этом в эфире Польского Радио дискутировали экономист Марин Шолуха из Академии «Вистула», Рафал Садох аналитик mBanka и экономист Марек Волос.

Мнение Мариана Шолухи по поводу бюджета на 2019 год:


Что касается первого замечания, что мало денег, то я сказал бы, что оно стандартное. Денег всегда мало. Никто не удовлетворён, возможно за исключением узкой группы богачей. Сколько бы не было денег, всегда будут нарекания. Надо отметить, что, во-первых, это самый большой бюджет, но также, я бы сказал, что он безопасный так, как его рост идет в ногу с экономикой. В 2019 году уровень распределения государства национального дохода в результате принятия и реализации этого бюджета резко не увеличится. С другой стороны, предвиден рекордно низкий дефицит. Макроэкономические прогнозы считаю реалистическими. Если не будет чрезвычайных событий вне Польши, но которые влияют на нас, то я думаю, что мы сможем добиться даже 4% роста ВВП. В бюджете есть резервы на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе и для расходов в связи с требованиями социальных групп. Скажем, сейчас обостряется спор с учителями. С одной стороны, есть большое поле для компромисса, но с другой стороны, наблюдается большой разрыв между исходными предложениями сторон конфликта. Ведь если Министерство образования предлагает порядка 110 злотых повышения зарплаты, то все профсоюзы во главе с Союзом учителей Польши, за исключением Солидарности, ожидают 1000 злотых. Это огромная разница.

В свою очередь Рафал Садох не считает, что даже если наступит «жесткий» брексит, то он кардинально не повлияет на рост польского ВВП, но в тоже время существуют и другие внешние риски:

Если речь идет о самом вопросе брексита, то обе стороны стремятся избежать «жесткого» брексита. Это сценарий, с которым никто не хотел бы иметь дело. Даже если был бы твердый брексит без соглашения, то все указывает на то, что это бы откладывалось во времени. Если говорить о влиянии брексита на польскую экономику, то мне не кажется, что его влияние не было бы таким существенным. Я бы здесь больше опасался торговой войны. Если речь идет о макроэкономической ситуации в контексте бюджета, то трудно не согласиться с одной из сторон. Если речь идет о самом бюджете, то он в контексте того, что имело место в 2018 году, является консервативным. Его положения относительно безопасные. Я уже упомянул внешние опасности — брексит и торговую войну. Сейчас можно дискутировать насколько безопасной должна быть фискальная политика, чтобы создать «подушку безопасности» на будущее. По моему мнению, эта «подушка» несколько недостаточная. Однако, конечно, если ничего не произойдет в плане торговой войны и «жесткого» брексита, то все будет также хорошо, как было до сих пор.

Что касается распределения средств, то правительство решает, как распределить средства, собранные с общества и принято такое, а не другое решение. Относительно требования учителей повысить зарплату, то трудно себе представить лучший момент для этого, нежели сейчас. Сейчас хорошая ситуация на рынке труда, выборы, которые приближаются, и хороший бюджет, по крайне мере, на бумаге.

Экономист Марек Волос обращает внимание еще на один фактор, который может негативно повлиять на бюджетную ситуацию в этом году:

При снижении экономического роста и при условии, что потребление не будет падать, у нас в бюджете заложен рост поступлений от НДС, который в реальности будет меньшим. Речь шла о10 млрд злотых [то есть, 2,5 млрд евро], а в бюджете он предвиден на уровне 5 млрд злотых. Я думаю, что в этом плане все меньше инструментов и возможностей, принимая во внимание, что не предвидятся какие-то правовые изменения для увеличения поступлений от НДС. Разве что здесь остается полагаться на работу фискальных служб, но надо помнить, что в основном уплата НДС зависит от уровня потребления. Именно потребитель увеличивает эту категорию поступлений.

Группы, которые накручивают крупное НДС-потребление – это группы, имеющие несколько высшие, нежели минимальные, заработки. В первую очередь это группы имеющие кредитную способность, и они в связи с тем, что могут себе позволить кредитование, много товаров и услуг покупают в кредит, тем самым взвинчивая потребление. Поэтому падение розничной продажи будет влиять на то, что реализация поступлений от НДС может быть другой, чем та, которая предвиделась ранее.

Тем не менее специалист в общем позитивно оценивает бюджет 2019:

2019 и 2020 года – это время, когда будут все большие расходы, связанные с евросоюзным бюджетом и с разного рода инвестициями, что будет влиять на оборот средств в государстве и связанные с этим поступления. В тоже время, подытоживая - бюджет, утвержденный Сенатом, является, я бы сказал, достаточно сбалансированным. И явления, которые нам могут угрожать, а брексит, по моему мнению, является чем-то, что может кардинально негативно повлиять на нас - все эти явления уже высокой мерой заложены и предвидены в бюджете на 2019 год.

http://www.radiopolsha.pl/6/248/Artykul/403416
Tags: politique, pologne, économie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments