Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

«Кресы Независимой 1919–1939»

Дом встреч с историей в Варшаве открыл новый цикл, посвященный восстановлению восточных рубежей II РП.


Фрагмент плаката к циклу «Кресы Независимой 1919–1939».

«Кресы Независимой 1919–1939» - так называется цикл в варшавском Доме встреч с историей, посвященный вызовам, которые должна была принять возрожденная Польша по восстановлению своих восточных рубежей. Цикл включает лекции, мультмедийные презентации, кинопоказы, встречи с авторами книг и экспертами. Исследователь и популяризатор истории восточных рубежей II Речи Посполитой Томаш Куба Козловский, открывая цикл «Кресы Независимой 1919–1939» сказал о поводе этой инициативы:

Томаш Куба Козловский:
В этом году мы отмечаем 100-летие включения восточных земель в возрожденное в 1918 году польское государство. Практически все территории Кресов - от Виленщины, Новогрудщины, Полесья, Волыни, Подольщины до Львовщины вошли в границы Польши только в 1919 году. Лишь один-единственный город Львов освободился в 1918-м. Но речь идет не только о 100-й годовщине включения восточных земель в границы II Речи Посполитой, но и 80-летии немецкой и советской агрессии в отношении Польши в 1939 году, в результате которой эти территории были утрачены. Это особый повод внимательнее приглядеться к межвоенному двадцатилетию на Кресах II Речи Посполитой, к тому, что проживавшие там люди внесли в строительство государства, и что II Речь Посполита построила там, о наследии прежних восточных воеводств, проходивших в ту пору процессы модернизации и старавшихся ответить на вызовы современности.

- Автор лекции напомнил, откуда истоки различия в цивилизационном развитии между этой огромной областью и западными землями Польши:

Томаш Куба Козловский: Когда мы говорим об особой ситуации семи восточных воеводств - Виленского, Новогрудского, Полесского, Волынского, Тарнопольского, Львовского и Станиславовского во II Речи Посполитой, надо помнить, что это область, которая с 1914 года, с момента начала Первой мировой войны до окончания польско-советского конфликта в 1921 году подвергалась разнообразным формам разрушения в результате проходивших там военных действий. На этих землях, охватывавших нынешние территории Польши, Литвы, Латвии, Беларуси, Украины и России проходил и перемещался в одну и другую сторону восточный фронт Первой мировой войны. По причине боев, грабительской политики оккупантов, размещения армейских частей, соседских конфликтов и войны с большевистской Россией, с 1914 до 1920 года, а в некоторых местах и до 1921 года, этим местам был нанесен колоссальный материальный ущерб, произошло обнищание населения. При этом Поморье, Великопольшу, Силезию, Центральную Польшу, кроме кратких военных столкновений в 1914 году в Королевстве Польском и в Галиции, и местных конфликтов, связанных с борьбой за границы, не повлекших таких огромных разрушений, как на востоке, можно сказать, война пощадила. Эти земли не прошли через такие адские испытания, которые судьба уготовила восточным землям, и могли приступить к модернизации в мирном двадцатилетии, пользуясь уцелевшими материальными и человеческими ресурсами.

- На самом деле, на протяжении всего межвоенного двадцатилетия на «кресах» происходило восстановление и возвращение к состоянию до Первой мировой войны, - подчеркнул Томаш Куба Козловский:

Томаш Куба Козловский:
Во многих аспектах к 1938 и 1939 году еще не было достигнуто такого состояния экономического и промышленного развития, какое во многих городах на Кресах было в 1914 году. Даже после двух десятилетий Второй Речи Посполитой не удалось восстановить многие объекты. Об этом надо знать, чтобы представить ту невероятно сложную задачу, огромный вызов, стоявший перед независимой Польшей по воссозданию экономической силы своих восточных окраин. То есть, прежде, чем начать процесс модернизации, надо было восстановить разрушенное. Речь шла о практически всех железнодорожных вокзалах, множестве зданий и других объектах инфраструктуры. Кстати, это была возможность устранить все элементы архитектуры, которые считались непольскими, и вводить элементы национальные. Именно в обращении к польским традициям архитектуры, к отечественным мотивам от ренессанса и барокко до народного зодчества и стиля поместий реализовалась важная для восточных земель мысль о том, что это, однако, Польша, а не империя Габсбургов или Романовых. Прекрасным примером такой реализации может служить полностью восстановленный после военных разрушений вокзал в Бресте. Похожие преобразования проходили в меньшем масштабе, на железнодрожных станциях, например, в Подбродье на Виленщине, учитывавшие также местный колорит и традиции. По сей день можно увидеть в этих зданиях стремление вернувшей себе независимость Польши вернуть также прежнее лицо Кресов. Здесь не было необходимости в модернизме, по крайней мере, в 20-е годы ХХ века. II Речь Посполитая, задачей которой было объединить эти земли с землями, которые с 1918 года уже находились в юрисдикции польского государства, должна была посредством таких построек, прежде всего, напомнить, что здесь - Польша.

- Но не стоит считать, будто на Кресах шло исключительно восстановление старого, - отметил Томаш Куба Козловский. Одновременно шло также развитие промышленности и культуры, создавались отличные предприятия, среди которых - фабрика стекла «Немен» в Бжозувке, прославившаяся своими изделиями, или замечательный завод радиоприемников «Электрит» в Вильно.

Томаш Куба Козловский:
Период 20-х годов, особенно второй половины и рубежа 30-х - это также время расширения дорожной инфраструктуры путем восстановления старых и строительства новых мостов. В их числе мост на Днестре в местности Залещики, который в результате военных действий был затоплен и делал невозможным переправу на другой, в ту пору румынский, берег. И в 1930 году первый поезд с представителями румынских и польских властей уже мог проехать по вновь открытому мосту. Так же было в Гродно, где надо было восстановить прекрасный мост на Немене и строить новые мосты на очередных этапах развития восточных земель, чтобы дополнить гораздо более развитую сеть дорог и мостов в западной части. Восстановление инфраструктуры проходило в рамках правительственной программы. А в воеводствах, не охваченных этой программой, поскольку не было такой жгучей необходимости, то есть, во Львовском, Тарнопольском и Станиславовском, успешно развивалось кооперативное строительство.

- Восстановление и модернизация Кресов характеризовалась комплексным подходом к развитию городов, которых не щадила судьба, и которые пострадали в вихрях трудной истории Польши:

Томаш Куба Козловский:
Авторы программы застройки городов на восточных землях II Речи Посполитой домами для госчиновников подчеркивали, что за этим последует. А именно, что когда восточные воеводства обретут «приятные глазу» и рационально построенные дома для служащих, неизбежно придет очередь строительства учреждений. Так и произошло на рубеже 20-х и 30-х годов. Причем эти здания были уже не только в традиционном, но и современном стиле. Авторы программы, добавлю, что ими были сотрудники тогдашнего Министерства государственных работ, сделали следующее заключение: «Обращаясь к польским традициям, мы продолжим дело предков, несших польскую культуру на восток и освободим местное население от неверного, но, к сожалению, довольно распространенного впечатления временности польской власти на восточных рубежах Речи Посполитой».

Автор: Ирина Завиша

http://www.radiopolsha.pl/6/272/Artykul/401632
Tags: kresy wshodnie, politique, pologne, économie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments