Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Архитектура морального императива

Об архитектурном наследии Второй Речи Посполитой.


Новое здание Сейма, Вейская улица, 1930 год

100-летие польской независимости дает возможность осмыслить провозглашенную в 1918 году и удержанную в ходе упорной борьбы независимость с самых разных перспектив: политической, экономической, социальной, культурной и других.

Конференция «Наследие Второй Речи Посполитой», которую организовал в Варшаве Институт истории Польши совместно с Министерством культуры и национального наследия, дала возможность ознакомиться с разными аспектами данной темы. Одним из наиболее неординарных докладов было выступление профессора Анджея Щерского из Ягеллонского университета, посвященное архитектурному наследию возрожденного польского государства. К Вашему вниманию фрагменты из этого выступления.

Вот как видит профессор Щерский значение архитектуры с перспективы наследия Второй Речи Посполитой:


Архитектура Второй Речи Посполитой, а в более широком смысле, архитектура, как символ той эпохи, является очень существенной вехой в истории польской культуры. Я бы назвал это модернизационным поворотом. По моему мнению, архитектура являться наилучшими примером этого и, безусловно, принадлежит к самым главным достижениям межвоенной Польши. Также потому, что архитектура создала физические рамки функционирования независимого государства. Но речь идет не только о государстве, так как архитектура создала феномен цивилизационного подъема страны и ее жителей. С этой точки зрения она представляет собой монумент тех времен.

Профессор Щерский отмечает, что после возрождения независимой Польши в стране началось строительство разных объектов с невиданным доселе размахом:

Это поразительно, сколько удалось реализовать инвестиций, построить зданий, от очень посредственных до выдающихся. Это также необычайно с точки зрения количества построенных объектов. Таким образом, независимость как бы дала импульс необычайно динамичному развитию. Если смотреть с архитектурной перспективы, то можно говорить об исключительности некоторых вещей. Скажем, в своих публикациях я выдвигаю тезис о том, что качество жилищной архитектуры того времени никогда позже не повторилось. Мы имеем дело с самыми качественными жилищами, созданными в истории Польши, в ХХ веке - это уж точно. Если же смотреть на развитие архитектуры, начиная с конца ХVIII века и до сегодняшнего дня, то можно сказать, что межвоенный период был наилучшим временем для жилищной архитектуры в Польше. И это касается как индивидуальных домов, так и целых жилищных комплексов.


Гдыня, жилой дом в современном стиле (межвоенный период).

Анджей Щерский считает, что сложно переоценить роль архитектуры в процессе сплочения нового государтства:

Архитектура того времени осуществила фактическую унификацию страны. Речь идет об инвестиционной [инфраструктурной архитектуре], к примеру, железнодорожные пути, соединяющие города, которые тогда очень динамично были перестроены. Была созда инфраструктура, благодаря которой независимое государство и его граждане, могло функционировать. Это пример Варшавы. Перед Вами план, на котором светло-зеленым цветом отмечена Варшава XIX века. В XIX веке Варшава была почти миллионным городом, очень густонаселенным. Темно-зеленным цветом представлена Варшава 30-х годов ХХ века. Как мы видим территория города увеличилась в несколько раз. Конечно, не весь город был полностью застроен, но все-таки были созданы новые инвестиционные возможности. Варшава была построена в основном во времена Российской империи. Во многом это так, но скачок в 20-х годах, он ошеломляющий. Свидетельством этого является район Жолибож и все, что там было построено. Можно сказать, что до сих пор Жолибож – это постоянная выставка архитектуры Второй Речи Посполитой и ее всевозможных разновидностей. Мы здесь имеем и усадебный стиль, и разные авангардные формы. Здесь строило и государство, и кооперативы, и частные заказчики. Жолибож также очень хороший пример того, как архитектура фактически создавала новое общество Польши. Это было место, где проживали разные социальные группы: журналисты, военные, рабочие и т.д. Таким образом, историю Второй, но также Третьей или Четвертой Речи Посполитой можно писать с перспективы этого одного района.


Варшавский Мокотув. Район с особняками.

Архитектор обращает внимание, что именно в межвоенный период Варшава стала столицей как таковой:

Это Вторая Речь Посполитая, в большей степени, построила места, где функционировали госучреждения: министерства, Сейм, банки. Преобразование Варшавы, хотя и большого, но все-таки провинциального города Российской империи, в столичную Варшаву является наследием Второй Речи Посполитой.


Варшава. Здание Национального музея (построено в период II РП).


Катовице. Стройплощадка Сизезского музея (1939).

Несомненным прогрессом стало строительство базовой городской инфраструктуры, примером чего может быть Лодзь:

Лодзь, в то время второй по размерам польский город, представляется как символ современности Польши. Трудно себе представить, но до 20-х годов в этом городе не было канализационной системы. Представьте себе, как живет несколькосоттысячный город с фабриками, у которого нет соответствующей инфраструктуры - подземной канализации. Ее создание планировалось перед Первой мировой войной, но не было денег. В отношении Лодзи и ее жителей велась эксплуатационная политика. Канализацию в городе построили только во времена межвоенной Польши.

Еще одной заслугой Второй Речи Посполитой является региональное планирование:

Цивилизационный подъем, а именно региональное планирование- это также, то чего в Польше раньше не осуществлялось – не было [своего] государства. Мы до сих пор с трудом можем создать планирование в городах. Большинство польских городов не имеет местных планов, по крайне мере, они их имеют в небольшой степени. Тогда не только чертили такие планы, но и были целые бюро, которые занимались развитием отдельных регионов Второй Речи Посполитой: Поморье, Карпаты, Центральная, Восточная Польша. Примером этого является строительство Гдыни. Дело в том, что Гдыня не только возникла как уникальный феномен, но она была частью целого плана для Поморья. Если взять город Ястарня, курортную архитектуру на Хельской косе, дополнительный порт в Владиславово, а также инфраструктуру в глубине материка, связанную с Гдыней, то тогда все это давало смысл этому городу. Это давало коммуникационную базу и человеческий ресурс.


Одним из флагманских достижений межвоенной Польши было строительство портового города Гдыня. На фотографии гдыньский морской вокзал с трансатлантическим лайнером "Пилсудский" у причала (30-е годы).


Отдыхающие на набережной Гдыни.

Профессор Щерский отмечает, что стабилизация польской государственности в 30-х годах имела свое выражение в архитектуре:

Убеждение, что мы достигли зрелости как государство, начало влиять на монументальные архитектурные планы. Это скажем, известное Мокотовское поле в Варшаве, с памятником Юзефу Пилсудскому и святыней Провидения Божьего, что не удалось осуществить. Вопрос также в том, насколько это было реально построить. Однако, Мокотовское Поле показывает фактически прыжок монументализма и восприятия Варшавы как великого города. Варшава является одним из немногих европейских городов, у которого нет большого публичного пространства, которое можно использовать в представительских целях. Здесь вдохновением служил и Париж ХIX века, частично Берлин, а прежде всего Рим, где шло монументальное строительство под руководством Муссолини, речь о районе Эвр. Но такова была Европа, с нее Польша и брала пример.


Познань. Всеобщая Национальная выставка 1929. Представительский зал.

Свое выступление профессор Щерский подытожил так:

Архитектура того времени показала нам, что мы способны быть независимыми, а также продемонстрировала, что независимость жизнеспособна, и что она дает возможности развития, которых раньше у нас не было. Архитектура показывала ценность независимости и нашу современную идентичность, нашу роль как субъекта современности, которую мы наконец могли строить, согласно собственным возможностям и планам.

Материал подготовил Назар Олийнык

http://www.radiopolsha.pl/6/249/Artykul/389271
Tags: patrimoine architectural, politique, pologne, économie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments