Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Categories:

Ещё - о "камышовом трамвае" Одессы

Издание Forbes включило Одесскую трамвайную систему в список 12 самых интересных трамвайных маршрутов Мира. В этот список так же вошли Трамвай "Санта-Тереза" на акведуке (Рио-де-Жанейро), Мельбурнский трамвай (самая крупная в мире сеть), трамвай для узких крутых улиц (Лиссабон) и другие.



А ведь и история одесского трамвая очень примечательна. И до сих пор в Одессе сохранился так называемый "камышовый трамвай", который сам по себе мог бы попасть в список самых интересных в мире.

История «камышового трамвая» начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Нарышкинского спуска до Хаджибейского лимана. В начале 20 века камышовый трамвай был полностью переведен с конной тяги на электрическую. Одна только история создания в Одессе конных железных дорог полна загадок и пробелов, не заполненных до сих пор. И только внимательно читая документы того времени, по принципу «между строк», можно осознать всю грандиозность интриг и заговоров, сопутствующих появлению в Одессе трамвая.

Сегодня мы расскажем о замечательном туристическом маршруте вдоль рельс камышового трамвая.

В начале XX века данная линия вела к курортным местам – Хаджибейскому парку, вокруг которого находились дачи состоятельных граждан. На берегах полноводного, изобиловавшего разнообразной фауной лимана были прекрасные пляжи, собиравшие много людей. После революции дачи были разграблены. Постепенно ранее вполне респектабельный и привлекательный для туристов район утрачивал свое значение. Этот процесс значительно ускорился, когда на Шкодовой горе был построен нефтеперерабатывающий завод. Популярность этих мест как курорта значительно снизилась…

На первой минуте маршрута мы можем познакомиться с архитектурой трамвайных остановок бельгийского акционерного общества. Подобные трамвайные остановки создавались в период 1910-1915 годов. На второй минуте, мы знакомимся с еще одной достопримечательностью: сложным сплетением трамвайных путей (сплетение путей подразумевает рядом лежащие рельсы, что позволяет не использовать "стрелки"), такое сплетение встречается кроме Одессы в нескольких городах мира (например, в Праге). Далее по маршруту – «глухой мост», созданный под железнодорожной насыпью специально для «камышового трамвая».

"Глухой мост"




Выезжая из-под моста, вы попадаете в индустриальный мир Одессы. Трамвай идет под железнодорожными мостами, между насыпями, среди огромного скопления тяжелых грузовиков. Далее трамвай продолжает свой путь по улице Известковой. Даже у этой угрюмой улицы с полуразрушенными домами, от которых веет сыростью и запустением, есть свой исторический памятник – лакокрасочная фабрика 1856 года. Одно из ее довольно живописных зданий можно наблюдать и сегодня.

Лакокрасочная фабрика 1856 года

Фабрика основана кременчугским купцом Ф. И. Шреттером. К началу ХХ века представляла собой одно из самых крупных предприятий в своей отрасли на юге Европы. В 1875 году перешла в собственность «Одесского товарищества фабричного производства красок и лаков». Фабрики товарищества выпускали конопляное, касторовое, кокосовое, льняное масло, пигментные, масляные, эмалевые и цветные лаки и краски.

Недалеко от трамвайного пути на улице Балтская дорога, располагается нынешний завод «Большевик», который первоначально являлся заводом Шведского акционерного общества «Викандер и Ларсен». Строительство завода началось 1911 год. Архитектор - Христиан Готлибович Бейтельспахер, представитель саксонской школы зодчества. Кроме построек архитектора завод оставил Одессе еще одно "наследство": с корой пробкового дуба в Одессу были завезены цикады, которые каким-то образом акклиматизировались у нас и до сих пор живут в районе завода "Большевик". Если вы, гуляя возле завода, услышите звуки циркулярной пилы, знайте, на самом деле эти звуки издают цикады.

Ворота завода Большевик


Цикады завода Большевик




Но вернемся к нашему маршруту. Вскоре рельсы сворачивают к промышленной зоне и заводу «Биостимулятор». После «Биостимулятора» трамвайная линия выходит на Хаджибейскую дорогу и проходит мимо озера, заросшего камышом и именуемого местными жителями "Лебединым озером".

"Лебединое озеро"




Следующая достопримечательность после «Лебединого озера» - кладбище Сотниковской Сечи, основанной в 1775 году. На кладбище сохранились каменные казацкие кресты самых разных форм и размеров. Наиболее часто встречается дата 1855 год…






Далее мы попадаем на улицу Гладкова, знаменитую своими «пещерными домами». Еще до революции катакомбы в районе Шкодовой горы полюбил здешний криминалитет. Создавались достаточно большие помещения в нишах, прорубленных в известняках. Некоторые пещерные дома были даже обустроены каменными печами. Такие убежища имели два выхода - на улицу и в катакомбы. Во время облав их обитатели просто уходили в катакомбы, простирающиеся на многие километры.

В хитросплетении ходов мог разобраться лишь настоящий знаток. Эти катакомбы послужили бывшему одесскому полицмейстеру Антонову сюжетом для его уголовного романа "Одесские катакомбы и подземный город. Убийцы и душители". Главному вожаку банды Антонов в своем романе дал вымышленное имя граф Брендостелли или Зикандор. Катакомбы действительно служили местному криминалитету в качестве притонов, а также складов для краденых вещей. Содержали под землей и краденных животных.

Пещерная Одесса. На одной фотографии видна своеобразная печь, которая была частью домашнего интерьера в катакомбах








Вернувшись на Хаджибейскую дорогу после «пещерной Одессы», наконец-то понимаешь, почему 20-й трамвай назвали «камышовым», т.к. с двух сторон от трамвайного пути растет камыш, часто его размеры превышают рост человека.

Через пару сотен метров располагается еще одна старинная остановка трамвая. По рассказам местных жителей, ее назвали «зеркальной» из-за того, что павильон поставлен перпендикулярно к рельсам, а чтобы пассажиры видели приходящий транспорт, на стене висело большое зеркало.

"Зеркальный" павильон


Спустя непродолжительное время показывается конечная станция 20 трамвая – «Хаджибейский лиман» и перед взором открывается, непосредственно, сам лиман.
Хаджибейский лиман является бальнеологическим курортом. Дно лимана покрыто слоем черной грязи, которая имеет лечебные качества. Кроме того, Хаджибейский лиман (как и Куяльницкий), начиная со средних веков, служил местом добычи соли. Поэтому сам по себе Хаджибейский лиман имеет огромный туристический потенциал. Но это будет совсем другая история…

Камышовый трамвай на конечной остановке




Дмитрий Жданов, Андрей Княжев
www.048.ua

https://vitruvianus-9.livejournal.com/211543.html
Tags: patrimoine architectural, tram et trolleybus, ukraine
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments