Rudy Ogon (rudy_ogon) wrote,
Rudy Ogon
rudy_ogon

Большие планы Китая в Армении: от анекдота к железной дороге



Акоп Бадалян

Китай заинтересован в строительстве железной дороги Армения-Иран, сообщает пресс-служба Министерства транспорта, связи и информационных технологий.


В сообщении отмечается, что министр ведомства Ваан Мартиросян встретился с генеральным директором управления по делам Евразии Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации Цзянь Айминем, который сообщил, что корпорация заинтересована проектом армяно-иранской железной дороги.

Айминь отметил, что в Министерстве торговли Китая будет обсуждаться включение этого проекта в программу "Один пояс, один путь". Он добавил, что корпорация после завершения обсуждений будет готова провести технико-экономические исследование.

Мартиросян, в свою очередь, подчеркнул, что для Армении программа строительства железной дороги имеет стратегическое значение и выразил готовность обсудить этот вопрос с министром торговли Китая.

После встречи стороны пришли к договоренности относительно графика дальнейшей деятельности.

После распада СССР рассказывали анекдот о том, как двое русских решили начать бизнес. Один из них предложил обменять вагон мармелада на вагон песка. Договорились и пошли – один искать мармелад, другой – песок.

Ощущение такое, что в министерстве транспорта Армении тоже руководствуются мотивацией этого анекдота.

Железная дорога Армения-Иран, к сожалению, сейчас напоминает больше анекдот, чем реальный бизнес. Проект был анонсирован в 2008 году, но по сей день его нет даже на бумаге. Иначе китайская сторона воспользовалась бы уже сделанным технико-экономическим обоснованием и не стала бы сама за него браться.

А если нет обоснования, то об чем, как говорится речь? Видимо, министерство не знает, к кому идти с злополучным проектом, и решило обратиться к китайцам. А что они могут сделать без политического заказа?

Несколько месяцев назад министерство транспорта аннулировало заключенный 5 лет назад с непонятной компанией Расиа ФЗЭ контракт. Компания не выполнила обязательства по подготовке прокладки дороги Армения-Иран. Министерство, однако, так и не обратилось в суд за компенсацией, хотя бы за потерянное время.

Хотя министерство, наверное, само не знает, кто сидит в этом Расия ФЗЭ, или знает, поэтому и не обратилось в суд.

Министерство взялось само подыскать инвестиции для проекта. Премьер Карен Карапетян обусловил прокладку железной дороги масштабами товарных потоков, которые должна обслуживать дорога. «Строительство железной дороги не самоцель, и мы обратимся к проекту, когда активизируется рынок, и мы поймем, можем ли мы двигаться вперед как транзитная страна», сказал он.

Иран неоднократно заявлял, что если Армения изыщет инвестиции для прокладки своей части дороги, то Иран готов проложить дорогу на своей территории.

Стоимость армянской части, по мнению специалистов, составляет не менее 3 млрд. долларов, хотя с коммерческой точки зрения проект вряд ли этого стоит. Инвестиции должны быть, скорее, геополитические. Но тут возникают вопросы к способности Армении стать суверенным и надежным партнером.

Пару лет назад, когда Овик Абрамян был еще премьером, он съездил в Китай и предложил финансировать проект железной дороги. Проект либо не заинтересовал Пекин, либо Овик Абрамян недостаточно убедительно предлагал, так как не был уверен в перспективе стать Первым лицом в Армении.

В 2015 году Серж Саркисян также совершил визит в Китай и даже подписал совместный меморандум, но по части железной дороги Иран-Армения воз и поныне там. А в прошлом году в Пекине состоялся Форум по проекту Шелкового пути, в котором из президентов стран ЕАЭС не принял участие только Серж Саркисян. Он в этот день был в Катаре.

Между тем, заинтересованность Китая обусловлена только вероятным подключением этой дороги к Шелковому пути. Китай в прошлом году заложил в Ереване фундамент второго по величине посольства в Евразии. Это не гигантомания, большое посольство должно иметь новые функциональные возможности, новые интересы, и Пекин, судя по всему, рассматривает Ереван как региональный центр приложения политико-дипломатической функциональности.

Хотя это автоматически не значит согласие инвестировать в армяно-иранскую железную дорогу. Китаю прежде нужно провести «технико-экономическое обоснование» армянской государственности.

http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/61394
Tags: Армения, Ближний Восток, Железные дороги, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments